Музыкальное величие

Amadeus. Музыкальное величие Австрии

Природа не терпит пустоты и из пустоты ничего не рождает. Этот закон верен как для повседневных явлений, которые мы уже перестали замечать, так и для событий и происшествий, происходящих раз в несколько веков. Особенно, если речь об искусстве.

Австрия, с ее богатейшей, развитой «высокой» культурой и народным творчеством, любовью правителей, знати и простого люда к музыке, театру и опере, просто не могла не быть прославлена своими великими сыновьями. И, конечно же, особой фигурой в ряду прекрасных австрийских композиторов является Вольфганг Амадей Моцарт. Апогей тех, кто был до него, и родоначальник традиций для тех, кто пришел позже.

Если принять во внимание исторические факты, то Моцарта нельзя назвать именно австрийцем. Он родился в Зальцбурге 27 января 1756 году, а этот город вместе с провинцией стал частью австрийских территорий лишь в 1816. Да, многие вехи его жизни приходятся и на Вену – сердце Империи. Но его появление на свет произошло в Зальцбургском архиепископстве.

Эта информация понадобится нам вовсе не для споров с местным населением, а лишь для понимания, что памятные места, связанные с Моцартом, будут минимум в двух городах. И приехавшим почтить великого композитора необходимо побывать как в Вене, так и в Зальцбурге. Впрочем, мало кто от этого откажется.

В каждом из городов открыт музей Вольфганга Амадея, и оба они располагаются в квартирах: в Зальцбурге – на Гетрайдегассе, улице, на которой родился гений;

а в Вене — на улице Domgasse, 5 за собором Св. Штефана. Они показывают своеобразную перспективу, протянувшуюся от детских лет гения, его первых инструментов, интерьеров, в которых он рос, до момента зрелости, брака и собственного отцовства. Второй период также подкреплен интерьерами тех времен, рукописями и набросками партитур, которые почитатели композитора сохранили до наших дней.

Возможно, у кого-либо возникнет вопрос: «Какой смысл в посещении музеев, если о Моцарте лучше всего скажет его музыка?». Но неужели вам не интересно, как она была создана? По каким улицам ходил автор, куда он возвращался после службы или гастролей? Ведь только так, прикоснувшись к миру гения, можно попытаться проникнуть в его замыслы и творения.

На экскурсиях по музеям вам поведают об увлекательной, яркой, сложной и, увы, недолгой судьбе композитора. Период семейных концертов, которые устраивал отец Амадея Леопольд, работа придворным концертмейстером при архиепископе Зальцбурга Иерониме Колоредо, «венский период», в котором сочетались признание и нищета, великие творения и непонимание его новаторской музыки. Самое главное, вы сможете не только послушать об этом.

После экскурсии каждый волен выйти на улицы и отправиться по следам Моцарта меж тех же стен и дворов.
Пройти судьбой великого композитора до кладбища Святого Марка и возложить цветы к его мемориалу – Плачущему Ангелу работы фон Гассера.

Как дань славному сыну австрийской земли и его бессмертной музыке.